Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Киренский профессионально-педагогический колледж
Год основания1916 годЯзык образованияРусский

Научно-экспериментальная работа по формированию социально-поведенческой компетентности студентов колледжа (2008-2014 гг.)

Скачать программу эксперимента

 

      Рукoводитель эксперимента: Н.Д. Скорнякова, до 2020 года директoр Киренского профессионально- педагогического колледжа.
      Автор и научный консультант: И.В. Федосова, канд. пед. наук, доцент ФГОУ ВПО «ВСГАО».
      Рецензенты: Тигунцева Н.Н.,  к.п.н., доцент кафедры психологии ИГУ; Кондратьева О.Г.,  заведующая кафедрой  профессионального образования ИПКРО, к.п.н.
      Сроки реализации: 2008 – 2014 гг.
      Уровень проекта: локальный.
      Объект исследования – процесс формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
      Предмет исследования – условия формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в различных сферах деятельности. 
      Цель исследования – определение, научное обоснование и экспериментальная проверка  педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий формирования социально-поведенческой  компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
      Гипотеза исследования состоит в том, что формирование социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа будет протекать наиболее эффективно, если:
- социально-поведенческая компетентность будущего специалиста будет рассматриваться как интегративная характеристика личности, определяющая её готовность к социально ответственному поведению перед собой и субъектами взаимодействия и окружающей средой в условиях динамично изменяющегося социума и способность решать любые личностно-профессиональные задачи с использованием профессионального и жизненного опыта, с одной стороны, и личностно-профессиональных качеств, с другой;
этот процесс будет представлять собой систему, компоненты которой диалектически взаимосвязаны и обусловлены, и приобретают содержательную и функциональную определённость лишь в структуре целостного педагогического процесса;
будут соблюдены следующие условия: обеспечение системного и контекстного подходов через актуализацию возможностей учебных предметов, специально разработанных спецкурсов и факультативов, профессиональной практики, системы воспитания студентов для формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов, стимулирование процесса саморазвития студентов;
будут выделены и обоснованы критерии и показатели сформированности социально-поведенческой  компетентности;
будет обеспечена комплексная диагностика уровней сформированности социально-поведенческой  компетентности у будущих специалистов на всех этапах обучения в колледже.
В соответствии с целью исследования необходимо решение следующих задач:
-  Уточнить понятие и характеристику социально-поведенческой компетентности  как составляющей ключевых компетентностей будущего специалиста  в современных социально-экономических условиях развития общества.
-  Рассмотреть основные теоретические подходы к процессу формирования социально-поведенческой компетентности и выявить состояние проблемы в практике многопрофильного профессионального образования.
-  Разработать показатели и критерии сформированности социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа  и на их основе осуществлять комплексную диагностику процесса формирования социально-поведенческой компетентности в ходе профессиональной подготовки.
-  Разработать, научно обосновать и апробировать модель формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в условиях целостного педагогического процесса.
-  Совершенствовать процесс, структуру и формы подготовки и презентации НИРП и УИРС.
-  Подготовка прикладных учебно-исследовательских и научных разработок с учетом потребности регионального рынка.
-  Совершенствование системы подготовки педагогических кадров колледжа через прохождение курсов, профессиональной подготовки, получения второго высшего образования, аспирантуру и соискательство.
        Тип стратегии научно-экспериментальной работы – стратегия модульных изменений. Внедрение комплекса нововведений в процесс подготовки специалиста на основе компетентностной парадигмы образования с целью формирования основных показателей социально-поведенческой компетентности студентов, обеспечивающих их готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, чтобы эффективно и нравственно (социально востребованным образом) справляться со своими жизненными проблемами.
Направления и формы работы:
1) Концептуально-стратегическое:
- Разработка приоритетных направлений и целей деятельности профессионально-педагогического колледжа.
- Разработка Программы развития ППК.
Разработка положений о научно-исследовательской работе преподавателей (НИРП), учебно-исследовательской работе студентов (УИРС), научном  студенческом обществе (НСО).
Разработка материалов рекомендательного характера по оформлению УИРС, социальных проектов, методических рекомендаций, учебных пособий.
2) Планово-прогностическое направление:
Планирование научно-методической работы по разным направлениям.
Планирование работы над научно-экспериментальной темой колледжа.
Планирование работы научного студенческого общества.
Планирование тематики обучающих семинаров по НИРП и УИРС.
Уточнение и корректировка тематики НИРП и УИРС.
3) Научно-методическое направление:
Изучение современной литературы и систематизации ее по основным вопросам научно-исследовательской работы преподавателей, учебно-исследовательской работы студентов, научно-экспериментальной теме ППК.
Выпуск научно-методических бюллeтеней.
- Консультации по вопросам организации НИРП и УИРС.
Теоретико-методологические семинары по НИРП и УИРС.
Научно-практические конференции различного уровня с участием преподавателей и студентов.
Работа творческих микрогрупп педагогов по разработке научно-экспериментальной  темы колледжа.
Подготовка и публикация печатных материалов.
Работа научного студенческого общества.
Предзащиты и защиты УИРС.
Создание банка УИР студентов за последние пять лeт.
Создание банка НИР педагогов за последние пять лeт.
4) Аналитико-диагностическое направление:
Изучение и оценка эффективности НИРП и УИРС.
Диагностика затруднений преподавателей в организации НИРП и УИРС.
Изучение запроса учителей и воспитателей города и района на разработку преподавателями и студентами  различных образовательных проблем в рамках НИРП и УИРС.

 

Основные этапы и содержание реализации программы эксперимента

 

Название этапа, сроки

Содержание работы Проделанная работа
1. Подготовительный

сентябрь 2008 – сентябрь 2009 г.

1. Глубокое осмысление итогов предыдущего эксперимента (на базе Киренского педколледжа) и опыта экспериментальной работы всего коллектива.

2. Формирование коллектива исследователей из числа педагогических работников Киренского профессионально-педагогического колледжа, определение состава исследовательских групп, разрабатывающих отдельные подпроблемы (Рис. 1).

3. Освоение методологии и обучение технологии разработки Программы развития образовательного учреждения.

1. Стартовый методологический семинар «Теоретические основы формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа как ведущего условия подготовки конкурентоспособных специалистов»  (2008 г.)

2. Педагогический совет «Использование эффективных технологий, методов и приемов в процессе формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (2009 г.)

3. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (сентябрь 2008 - сентябрь 2009 г).

4. Подготовка педаг. работников колледжа к сдаче кандидатских экзаменов и поступлению  в аспирантуру (2008-2009 г.)

5. Повышение квалификации преподавателей колледжа в магистратуре ИГПУ, ИГЛУ (2008-2009 гг.)

2. Пилотажный

октябрь 2009 - сентябрь 2010 г.

1. Отработка отслеживающих показателей и критериев исследования.

2. Подготовка диагностического инструментария.

3. Проведение констатирующего этапа исследования, обработка полученных данных.

4. Подготовка педколлектива колледжа к осуществлению инновационной работы: разработка документации, подготовка научно-исследовательских групп.

5. Анализ ключевых проблем колледжа, определение их причин.

6. Изучение адресуемого колледжу социального заказа.

7. Оценка конкурентных преимуществ колледжа.

8. Анализ инновационного потенциала коллектива.

9. Систематизация информации о студентах, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке.

10. Разработка концепции Программы развития колледжа, перспективной модели выпускника колледжа.

 1. Работа педагогического коллектива в творческих микрогруппах с целью подготовки диагностического инструментария, проблемного анализа образовательного процесса, разработки концепции Программы и модели выпускника колледжа. (январь, 2010 г)

2. Системный мониторинг показателей сформированности ключевых компетентностей у студентов колледжа (Приложение) и обработка полученных данных (октябрь 2009-май 2010 г.)

3. Организация системы методологических семинаров по проблеме подготовки научно-исследовательских групп к осуществлению инновационной работы (январь – сентябрь, 2010).

4. Анкетирование, тестирование, интервьюирование педагогического коллектива и социальных партнеров (январь, 2010).

5. Создание электронной базы данных о студентах, нуждающихся в социальной помощи и МПП поддержке.

3. Основной

октябрь 2010 – декабрь 2012 г.

1. Корректировка содержания учебного процесса на основе компетентностного подхода.

2. Мониторинг качества знаний, успеваемости и посещаемости.

3. Корректировка рабочих программ дисциплин на основе компетентностного подхода по учебным блокам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и общие естественнонаучные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, общепрофессиональные дисциплины на педагогическом отделении; по общепрофессиональному, профессиональному и специальному блокам на профессиональном отделении.

4. Разработка и апробация содержания спецкурсов, факультативов, дисциплин по выбору студентов, способствующих формированию у них основных показателей ключевых компетентностей.

5. Внедрение рейтинговой технологии оценивания и технологии оценивания на основе решения ситуационных задач.

6. Внедрение современных образовательных технологий.

7. Корректировка содержания профессиональной практики в контексте формирования у будущих специалистов ключевых компетентностей.

8. Разработка, апробация и корректировка системы воспитания студентов колледжа на основе компетентностного подхода, включающей такие компоненты, как «Мир моего Я», «Я в мире людей», «Я в профессии».

9. Разработка и внедрение целевой программы «Образовательная среда и здоровье».

10. Разработка и внедрение целевой программы адаптации новичков «Нулевой семестр».

11. Разработка и внедрение целевой программы «Трудный подросток».

12. Отработка механизмов социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержки студентов.

13. Мониторинг воспитанности студентов.

14. Разработка и внедрение программы научно-экспериментальной работы колледжа.

15. Разработка и апробация программ реализации индивидуальных исследовательских тем преподавателей и мастеров колледжа.

16. Создание научного студенческого общества.

17. Выполнение научных исследований студентов по проблематике, согласованной с темой экспериментальной работы колледжа.

18. Проведение промежуточного и итогового мониторинга, анализ результатов и корректировка содержания Программы развития колледжа.

 1. Разработка и апробация УМК по обязательным дисциплинам и дисциплинам по выбору; авторских программ; контрольно-измерительных материалов (январь – май, 2011).

2. Заседания ДЦК с целью презентации технологий, методик, методов, приемов, средств, форм работы на основе компетентностного подхода (январь – май, 2011). .

3. Рецензирование рабочих программ, откорректированных на основе компетентностного подхода (сентябрь – декабрь, 2012).

4. Работа педагогического коллектива в творческих микрогруппах с целью обновления содержания образовательного и воспитательного процессов, профессиональной практики и исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Разработки целевых программ «Нулевой семестр», «Образовательная среда и здоровье», «Трудный подросток» (январь – декабрь, 2011).

5. Открытые уроки и классные часы (2011 – 2012 гг).

6. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (2011 – 2012 гг).

7. Разработка положения об организации работы научного студенческого общества (январь, 2011).

8. Заседания научного студенческого общества ( 2011 – 2012).

9. Индивидуальные и коллективные консультации службы «Доверие и поддержка».

10. Очное и заочное участие преподавателей, мастеров и студентов в конференциях и конкурсах различного уровня (2011 – 2012).

11. Подготовка методических рекомендаций по написанию выпускных практических квалификационных работ (январь – май 2011).

12. Проведение предзащит и защит различных видов УИРС с приглашением на них потенциальных работодателей (2011 – 2012).

13. Организация и начало работы специальных групп обучающихся с особыми потребностями здоровья (сентябрь 2012 г).

4. Итоговый

январь 2013 - сентябрь 2013 г.

1. Подведение итогов реализации Программы развития колледжа, анализ и обобщение полученных результатов.

2. Оформление результатов реализации Программы развития колледжа в различных формах.

3. Экспертиза полученных результатов реализации Программы развития колледжа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на конференциях и совещаниях различного уровня.

 1. Обсуждение и анализ полученных результатов на педагогических советах и совещаниях различного уровня.

2. Написание статей, методических рекомендаций, учебных пособий, методических разработок, электронных учебников, отчетов и докладов на конференции и совещания различного уровня.

3. Экспертиза полученных результатов реализации Программы.

5. Внедрение

октябрь 2013  – сентябрь 2014 г.

1. Реализация откорректированного учебного плана КППК.

2. Внедрение в педагогический процесс Киренского профессионально-педагогического колледжа разработанных в контексте компетентностного подхода учебно-методических комплексов, программ, педагогических технологий, авторских методик, учебных пособий, контрольно-измерительных материалов.

3. Реализация разработанной воспитательной системы колледжа.

4. Реализация откорректированной программы профессиональной практики.

5. Реализация откорректированной программы экспериментальной работы колледжа.

6. Мониторинг особенностей самоопределения и самореализации выпускников колледжа в самостоятельной жизни.

 1. Внедрение в педагогический процесс колледжа экспериментально разработанных целевых программ, технологий.

2. Изменение учебного плана.

3. Открытие новых специальностей.

4. Внедрение в педагогический процесс обновленной воспитательной системы колледжа.

5. Внедрение в педагогический процесс программы экспериментальной работы.

6. Внедрение в образовательный процесс новых форм прохождения профессиональной практики.



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей