Скачать программу эксперимента
Рукoводитель эксперимента: Н.Д. Скорнякова, до 2020 года директoр Киренского профессионально- педагогического колледжа.
Автор и научный консультант: И.В. Федосова, канд. пед. наук, доцент ФГОУ ВПО «ВСГАО».
Рецензенты: Тигунцева Н.Н., к.п.н., доцент кафедры психологии ИГУ; Кондратьева О.Г., заведующая кафедрой профессионального образования ИПКРО, к.п.н.
Сроки реализации: 2008 – 2014 гг.
Уровень проекта: локальный.
Объект исследования – процесс формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
Предмет исследования – условия формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в различных сферах деятельности.
Цель исследования – определение, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа будет протекать наиболее эффективно, если:
- социально-поведенческая компетентность будущего специалиста будет рассматриваться как интегративная характеристика личности, определяющая её готовность к социально ответственному поведению перед собой и субъектами взаимодействия и окружающей средой в условиях динамично изменяющегося социума и способность решать любые личностно-профессиональные задачи с использованием профессионального и жизненного опыта, с одной стороны, и личностно-профессиональных качеств, с другой;
- этот процесс будет представлять собой систему, компоненты которой диалектически взаимосвязаны и обусловлены, и приобретают содержательную и функциональную определённость лишь в структуре целостного педагогического процесса;
- будут соблюдены следующие условия: обеспечение системного и контекстного подходов через актуализацию возможностей учебных предметов, специально разработанных спецкурсов и факультативов, профессиональной практики, системы воспитания студентов для формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов, стимулирование процесса саморазвития студентов;
- будут выделены и обоснованы критерии и показатели сформированности социально-поведенческой компетентности;
- будет обеспечена комплексная диагностика уровней сформированности социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов на всех этапах обучения в колледже.
В соответствии с целью исследования необходимо решение следующих задач:
- Уточнить понятие и характеристику социально-поведенческой компетентности как составляющей ключевых компетентностей будущего специалиста в современных социально-экономических условиях развития общества.
- Рассмотреть основные теоретические подходы к процессу формирования социально-поведенческой компетентности и выявить состояние проблемы в практике многопрофильного профессионального образования.
- Разработать показатели и критерии сформированности социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа и на их основе осуществлять комплексную диагностику процесса формирования социально-поведенческой компетентности в ходе профессиональной подготовки.
- Разработать, научно обосновать и апробировать модель формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в условиях целостного педагогического процесса.
- Совершенствовать процесс, структуру и формы подготовки и презентации НИРП и УИРС.
- Подготовка прикладных учебно-исследовательских и научных разработок с учетом потребности регионального рынка.
- Совершенствование системы подготовки педагогических кадров колледжа через прохождение курсов, профессиональной подготовки, получения второго высшего образования, аспирантуру и соискательство.
Тип стратегии научно-экспериментальной работы – стратегия модульных изменений. Внедрение комплекса нововведений в процесс подготовки специалиста на основе компетентностной парадигмы образования с целью формирования основных показателей социально-поведенческой компетентности студентов, обеспечивающих их готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, чтобы эффективно и нравственно (социально востребованным образом) справляться со своими жизненными проблемами.
Направления и формы работы:
1) Концептуально-стратегическое:
- Разработка приоритетных направлений и целей деятельности профессионально-педагогического колледжа.
- Разработка Программы развития ППК.
- Разработка положений о научно-исследовательской работе преподавателей (НИРП), учебно-исследовательской работе студентов (УИРС), научном студенческом обществе (НСО).
- Разработка материалов рекомендательного характера по оформлению УИРС, социальных проектов, методических рекомендаций, учебных пособий.
2) Планово-прогностическое направление:
- Планирование научно-методической работы по разным направлениям.
- Планирование работы над научно-экспериментальной темой колледжа.
- Планирование работы научного студенческого общества.
- Планирование тематики обучающих семинаров по НИРП и УИРС.
- Уточнение и корректировка тематики НИРП и УИРС.
3) Научно-методическое направление:
- Изучение современной литературы и систематизации ее по основным вопросам научно-исследовательской работы преподавателей, учебно-исследовательской работы студентов, научно-экспериментальной теме ППК.
- Выпуск научно-методических бюллeтеней.
- Консультации по вопросам организации НИРП и УИРС.
- Теоретико-методологические семинары по НИРП и УИРС.
- Научно-практические конференции различного уровня с участием преподавателей и студентов.
- Работа творческих микрогрупп педагогов по разработке научно-экспериментальной темы колледжа.
- Подготовка и публикация печатных материалов.
- Работа научного студенческого общества.
- Предзащиты и защиты УИРС.
- Создание банка УИР студентов за последние пять лeт.
- Создание банка НИР педагогов за последние пять лeт.
4) Аналитико-диагностическое направление:
- Изучение и оценка эффективности НИРП и УИРС.
- Диагностика затруднений преподавателей в организации НИРП и УИРС.
- Изучение запроса учителей и воспитателей города и района на разработку преподавателями и студентами различных образовательных проблем в рамках НИРП и УИРС.
Основные этапы и содержание реализации программы эксперимента
Название этапа, сроки |
Содержание работы | Проделанная работа |
1. Подготовительный
сентябрь 2008 – сентябрь 2009 г. |
1. Глубокое осмысление итогов предыдущего эксперимента (на базе Киренского педколледжа) и опыта экспериментальной работы всего коллектива.
2. Формирование коллектива исследователей из числа педагогических работников Киренского профессионально-педагогического колледжа, определение состава исследовательских групп, разрабатывающих отдельные подпроблемы (Рис. 1). 3. Освоение методологии и обучение технологии разработки Программы развития образовательного учреждения. |
1. Стартовый методологический семинар «Теоретические основы формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа как ведущего условия подготовки конкурентоспособных специалистов» (2008 г.)
2. Педагогический совет «Использование эффективных технологий, методов и приемов в процессе формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (2009 г.) 3. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (сентябрь 2008 - сентябрь 2009 г). 4. Подготовка педаг. работников колледжа к сдаче кандидатских экзаменов и поступлению в аспирантуру (2008-2009 г.) 5. Повышение квалификации преподавателей колледжа в магистратуре ИГПУ, ИГЛУ (2008-2009 гг.) |
2. Пилотажный
октябрь 2009 - сентябрь 2010 г. |
1. Отработка отслеживающих показателей и критериев исследования.
2. Подготовка диагностического инструментария. 3. Проведение констатирующего этапа исследования, обработка полученных данных. 4. Подготовка педколлектива колледжа к осуществлению инновационной работы: разработка документации, подготовка научно-исследовательских групп. 5. Анализ ключевых проблем колледжа, определение их причин. 6. Изучение адресуемого колледжу социального заказа. 7. Оценка конкурентных преимуществ колледжа. 8. Анализ инновационного потенциала коллектива. 9. Систематизация информации о студентах, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке. 10. Разработка концепции Программы развития колледжа, перспективной модели выпускника колледжа. |
1. Работа педагогического коллектива в творческих микрогруппах с целью подготовки диагностического инструментария, проблемного анализа образовательного процесса, разработки концепции Программы и модели выпускника колледжа. (январь, 2010 г)
2. Системный мониторинг показателей сформированности ключевых компетентностей у студентов колледжа (Приложение) и обработка полученных данных (октябрь 2009-май 2010 г.) 3. Организация системы методологических семинаров по проблеме подготовки научно-исследовательских групп к осуществлению инновационной работы (январь – сентябрь, 2010). 4. Анкетирование, тестирование, интервьюирование педагогического коллектива и социальных партнеров (январь, 2010). 5. Создание электронной базы данных о студентах, нуждающихся в социальной помощи и МПП поддержке. |
3. Основной октябрь 2010 – декабрь 2012 г. |
1. Корректировка содержания учебного процесса на основе компетентностного подхода.
2. Мониторинг качества знаний, успеваемости и посещаемости. 3. Корректировка рабочих программ дисциплин на основе компетентностного подхода по учебным блокам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и общие естественнонаучные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, общепрофессиональные дисциплины на педагогическом отделении; по общепрофессиональному, профессиональному и специальному блокам на профессиональном отделении. 4. Разработка и апробация содержания спецкурсов, факультативов, дисциплин по выбору студентов, способствующих формированию у них основных показателей ключевых компетентностей. 5. Внедрение рейтинговой технологии оценивания и технологии оценивания на основе решения ситуационных задач. 6. Внедрение современных образовательных технологий. 7. Корректировка содержания профессиональной практики в контексте формирования у будущих специалистов ключевых компетентностей. 8. Разработка, апробация и корректировка системы воспитания студентов колледжа на основе компетентностного подхода, включающей такие компоненты, как «Мир моего Я», «Я в мире людей», «Я в профессии». 9. Разработка и внедрение целевой программы «Образовательная среда и здоровье». 10. Разработка и внедрение целевой программы адаптации новичков «Нулевой семестр». 11. Разработка и внедрение целевой программы «Трудный подросток». 12. Отработка механизмов социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержки студентов. 13. Мониторинг воспитанности студентов. 14. Разработка и внедрение программы научно-экспериментальной работы колледжа. 15. Разработка и апробация программ реализации индивидуальных исследовательских тем преподавателей и мастеров колледжа. 16. Создание научного студенческого общества. 17. Выполнение научных исследований студентов по проблематике, согласованной с темой экспериментальной работы колледжа. 18. Проведение промежуточного и итогового мониторинга, анализ результатов и корректировка содержания Программы развития колледжа. |
1. Разработка и апробация УМК по обязательным дисциплинам и дисциплинам по выбору; авторских программ; контрольно-измерительных материалов (январь – май, 2011).
2. Заседания ДЦК с целью презентации технологий, методик, методов, приемов, средств, форм работы на основе компетентностного подхода (январь – май, 2011). . 3. Рецензирование рабочих программ, откорректированных на основе компетентностного подхода (сентябрь – декабрь, 2012). 4. Работа педагогического коллектива в творческих микрогруппах с целью обновления содержания образовательного и воспитательного процессов, профессиональной практики и исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Разработки целевых программ «Нулевой семестр», «Образовательная среда и здоровье», «Трудный подросток» (январь – декабрь, 2011). 5. Открытые уроки и классные часы (2011 – 2012 гг). 6. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (2011 – 2012 гг). 7. Разработка положения об организации работы научного студенческого общества (январь, 2011). 8. Заседания научного студенческого общества ( 2011 – 2012). 9. Индивидуальные и коллективные консультации службы «Доверие и поддержка». 10. Очное и заочное участие преподавателей, мастеров и студентов в конференциях и конкурсах различного уровня (2011 – 2012). 11. Подготовка методических рекомендаций по написанию выпускных практических квалификационных работ (январь – май 2011). 12. Проведение предзащит и защит различных видов УИРС с приглашением на них потенциальных работодателей (2011 – 2012). 13. Организация и начало работы специальных групп обучающихся с особыми потребностями здоровья (сентябрь 2012 г). |
4. Итоговый январь 2013 - сентябрь 2013 г. |
1. Подведение итогов реализации Программы развития колледжа, анализ и обобщение полученных результатов.
2. Оформление результатов реализации Программы развития колледжа в различных формах. 3. Экспертиза полученных результатов реализации Программы развития колледжа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на конференциях и совещаниях различного уровня. |
1. Обсуждение и анализ полученных результатов на педагогических советах и совещаниях различного уровня.
2. Написание статей, методических рекомендаций, учебных пособий, методических разработок, электронных учебников, отчетов и докладов на конференции и совещания различного уровня. 3. Экспертиза полученных результатов реализации Программы. |
5. Внедрение октябрь 2013 – сентябрь 2014 г. |
1. Реализация откорректированного учебного плана КППК.
2. Внедрение в педагогический процесс Киренского профессионально-педагогического колледжа разработанных в контексте компетентностного подхода учебно-методических комплексов, программ, педагогических технологий, авторских методик, учебных пособий, контрольно-измерительных материалов. 3. Реализация разработанной воспитательной системы колледжа. 4. Реализация откорректированной программы профессиональной практики. 5. Реализация откорректированной программы экспериментальной работы колледжа. 6. Мониторинг особенностей самоопределения и самореализации выпускников колледжа в самостоятельной жизни. |
1. Внедрение в педагогический процесс колледжа экспериментально разработанных целевых программ, технологий.
2. Изменение учебного плана. 3. Открытие новых специальностей. 4. Внедрение в педагогический процесс обновленной воспитательной системы колледжа. 5. Внедрение в педагогический процесс программы экспериментальной работы. 6. Внедрение в образовательный процесс новых форм прохождения профессиональной практики. |