Тема экспериментальной работы:
Стимулирование учебной мотивации в процессе изучения общеобразовательных дисциплин с использованием цифровых образовательных ресурсов как основа профессиональной педагогической подготовки студентов колледжа.
Сроки работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС
2021 - 2023 гг.
Актуальность и новизна проблемы
Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Среднего Общего Образования и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Среднего Профессионального Образования к процессу обучения и результатам обучения, а значит и к подготовке специалистов, формированию у них новых профессиональных компетенций, что невозможно без мотивирующей составляющей.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно стимулируя учебную мотивацию, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. От учебной мотивации будущих специалистов зависит эффективность, результативность и качество получения профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, проблема стимулирования учебной мотивации при изучении общеобразовательных дисциплин у студентов СПО имеет важное значение, поскольку именно она будет обеспечивать качественное получение среднего профессионального образования.
Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, в частности цифровых образовательных ресурсов, будет способствовать повышению мотивации к обучению у будущих специалистов и, следовательно, повышению качества образования. Это позволит студентам СПО стать в дальнейшем востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.
Исследование этого вопроса важно еще и потому, что мотивация является одним из базовых компонентов, входящих в структуру профессиональной компетентности, что приобретает особое значение в рамках внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Такой подход призван обеспечить синтез академического и практико-ориентированного образования.
Объект исследования: процесс стимулирования учебной мотивации при изучении общеобразовательных дисциплин у студентов среднего профессионального образования.
Предмет исследования: условия и инструментыстимулирования учебной мотивации при изучении общеобразовательных дисциплин у студентов среднего профессионального образования.
Концепция исследования
В ходе исследования предполагается выявить общие составляющие стимулирования учебной мотивации студентов колледжа в процессе освоения общеобразовательных дисциплин и определить, есть ли специфика стимулирования учебной мотивации в процессе освоения общеобразовательных дисциплин относительно подготовки будущих педагогов.
В процессе работы будут рассмотрены как общие психолого-педагогические методы и приемы повышения учебной мотивации у студентов, связанные с возрастными особенностями, так и специфические: учебно-методические, содержательные элементы повышения учебной мотивации при подготовке будущих педагогов.
Предполагается определить, какой набор условий, методов, приемов, цифровых инструментов будет способствовать повышению учебной мотивации у будущих педагогов при изучении дисциплин общеобразовательного цикла.
Методологическую основу исследования составляют:
- личностно-ориентированный подход – обучение, при котором цели и содержание обучения сформулированные в ФГОС, программам обучения приобретает для обучающего личностный смысл, развивает мотивацию к обучению;
- методологической основой ФГОС СОО является системно–деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
- методологической основой ФГОС СПО является компетентностный подход. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Актуальность компетентностного подхода освещена в материалах модернизации образования и рассматривается как одно из важных положений обновления содержания образования. Модернизация российского образования на основе внедрения компетентностного подхода призвана привести систему образования в соответствие с современными общеевропейскими требованиями.
Цель: разработать и апробировать условия и инструментыстимулирования учебной мотивации студентов среднего профессионального образования в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Гипотеза
Процесс стимулирования учебной мотивации в процессе изучения общеобразовательных дисциплин у студентов среднего профессионального образования будет протекать наиболее эффективно при создании следующих условий:
- интеграции содержания общеобразовательных дисциплин с предметами профильной профессиональной подготовки;
- использование специальных инструментов, технологий, методов и приемов повышения учебной мотивации при изучении общеобразовательных дисциплин, в том числе использования цифровых образовательных ресурсов;
Основные задачи исследования:
1) изучить степень выраженности учебной мотивации, особенности учебной мотивации в процессе изучения дисциплин общеобразовательного цикла у студентов среднего профессионального образования;
2) создать условия стимулирования учебной мотивации у студентов среднего профессионального образования
2.1. определить методы и приемы для стимулирования учебной мотивации у студентов среднего профессионального образования;
2.2. отобрать цифровые средства для стимулирования учебной мотивации у студентов среднего профессионального образования;
2.3. определить перечень дисциплин и разработать рабочие программы, учебно-методические комплексы учебных дисциплин общеобразовательного цикла с учетом профессиональной направленности программ СПО;
3) определить критерии, показатели и уровни учебной мотивации у студентов педагогических специальностей в процессе изучения дисциплин общеобразовательного цикла;
4) проверить в процессе опытно-экспериментальной работы дидактические возможности цифровой информационно-образовательной среды МЭО для повышения учебной мотивации при изучении дисциплин общеобразовательной подготовки в рамках освоения образовательной программы среднего профессионального образования у студентов среднего профессионального образования;
5) разработать рекомендации по формированию содержания и методов обучения при изучении профильных общеобразовательных дисциплин для студентов педагогических специальностей.
Состав участников экспериментального исследования :
Россова Людмила Михайловна - директор колледжа
Мезенцева Татьяна Витальевна - заместитель директора по учебной работе.
Дружинина Юлия Викторовна - заместитель директора по учебно-производственной работе; ответственный исполнитель.
Демидова Елена Михайловна - председатель методической комиссии общеобразовательных дисциплин, преподаватель истории и обществознания.
Косыгина Наталья Олеговна – преподаватель естественнонаучных дисциплин и методики преподавания.
Демидова Валентина Германовна – преподаватель английского языка.
Тарасова Елена Сергеевна - преподаватель русского языка и литературы.
Арбатская Лариса Васильевна - преподаватель математики и астрономии.
Черных Светлана Демьяновна - преподаватель физической культуры
Студенты 1 курса специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование»,
44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
План работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС
Свидетельство о присвоении статуса "Экспериментальная площадка"
Сертификат апробации методик
Лицензия на использование базы данных образовательных ресурсов и
программного обеспечения
Приказ о "Создании рабочей группы преподавателей
общеобразовательных дисциплин"
Результаты практической работы эспериментальной площадки
Учебная дисциплина |
Тема | Используемые образовательные ресурсы | Преподаватель |
История | "Движение декабристов" |
https://padlet.com/demidovae575/jheo7tnbqgro4sw8 Ссылка на интернет-урок на платформе МЭО: https://edu-4.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/80/topic/3794/lesson/8776 Ссылка: https://www.menti.com/xr9s4a2bgd
|
Демидова Е.М. |
"Как сформировать семейный бюджет" (кейс-технология) |
Платформа "Мобильное электронное образование", Обществознание 11 класс, занятие 1. Экономика,Интернет-урок 9. Потребитель в рыночной экономике. Ссылка: https://edu-4.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/230/topic/3844/lesson/8928 |
Демидова Е.М. | |
Английский язык |
"Город, деревня, инфраструктура, Жизнь в городе или деревне?" (кейс-технология)
|
Изучение материала сайта о преимуществах жизни в деревне в Великобритании http://www.countrylife.org.uk/advantages-of-country-life-over-city-dwelling.html Просмотр видеофильмапо теме "City or country life" ("Жизнь в городе или в сельской местности") http://www.youtube.com/watch?v=belx2eExprU. Для рефлексии, выражают своё мнение на сайте https://www.menti.com/7z3g6ju4z6
|
Демидова В.Г. |
Английский язык |
"Описание людей (внешность,характер, личностные качества)" ("Appearance and character") |
Физминутки для детей дошкольного возраста на тему "Части тела http://english4kids.russianblogger.ru/english_song_for_kids.html Ссылка на грамматический онлайн-тест по теме "Сложные прилагательные" http://www.tolearnenglish.com/exercises/exercise-english-2/exercise-english-76003.php/
|
Демидова В.Г. |
Литература |
И.А.Гончаров:жизнь и творчество писателя. Роман "Обломов". История создания |
Ссылка на интернет-урок на платформе МЭО: https://edu-4.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/122/topic/3800/lesson/8793 |
Тарасова Е.С. |
Русский язык |
"Имя существитель ное как часть речи" |
Ссылка на интернет-урок на платформе МЭО: https://edu-4.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/266/topic/408/lesson/1152
Урок на доске Padlet https://padlet.com/tes4tak/ign5s3iyowrgt5wd
|
Тарасова Е.С. |
Экология | "Общая экология |
Пищевая цепь - характеристика, типы, схема, звенья, примеры
Трофические сети и цепи питания Адрес доступа:
|
Косыгина Н.О |
Теория и методика физического воспитания с практикумом | "Урок-основная форма работы по физическому воспитанию" (кейс-технология) |
Изучение материала на сайте Образовательная социальная сеть Конспекты уроков в 1 классе на 1-2 четверть
https://nsportal.ru//nachalnaya-shkola/fizkultura/2012/03/26/uroki-fizkultury-v-1-klasse
Просмотр фрагмента урока физкультуры |
Черных С.Д. |
Математика | "Развёртка" |
Объёмные геометрические фигуры из бумаги и шаблоны геометрических фигур для вырезания https://3mu.ru/?p=48990 Развёртки многогранников: http://mgk.olimpiada.ru/media/work/10632/ Видео на уроках математики https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=jUgwhviELcc&feature=youtu.be |
Арбатская Л.В. |
"Общеобразовательная подготовка"
Стимулирование учебной мотивации в процессе изучения общеобразовательных дисциплинс использованием цифровых образовательных ресурсов как основа профессиональнойпедагогической подготовки студентов колледжа ( Презентация )
Четвёртая Всероссийская НПК "Цифровая дидактика профессионального
образования и обучения"